Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
https://minobrnauki.gov.ru
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет"
https://edu.gov.ru
«Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)?»
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС ДО.
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию»
Приказ министерства образования и науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155"(Зарегистрирован 13.02.2019 № 53776)
Новый стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
- Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
Отличительная особенность Стандарта
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе? Приказ "О переходе на ФГОС ДО"
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счет и письмо войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)